Функциональные блоки мозга - влияние на развитие ребенка

В начале 20 века советский психолог и основатель нейропсихологии А.Р. Лурия разделил мозг человека на 3 блока. Их функционирование (правильное или нарушенное) и взаимодействие влияет на то, как устроена психика человека. Научное название этих блоков – функциональные блоки.
Первый функциональный блок (энергетический).
Отвечает за общий тонус организма, дает ему энергию, он также ответственен за то, как в будущем человек будет переживать эмоции (успех-неуспех). В первые годы жизни именно этот блок участвует в «запоминании» и закреплении эмоционально ярких моментов. В дальнейшем на их основе человек реагирует на конкретные ситуации той эмоцией, которую «запомнил» его мозг в детстве.
Первый блок:
  • участвует в организации внимания, памяти, эмоций (особенно наиболее сильных таких, как страх, гнев, радость, удовольствие).
  • перерабатывает информацию о состоянии наших внутренних органов и регулирует их состояние
  • поддерживает общий тонус ЦНС (Центрально нервной системы)
Формируется первый функциональный блок с внутриутробного периода и до 2-3 лет.
Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психологические травмы, прием лекарств и т.д.) сказывается на том, как будет развиваться первый блок мозга ребенка.
Признаки, что в развитии первого функционального блока есть нарушения:
  • быстрая утомляемость, вялость
  • эмоциональная неуравновешенность
  • различные аллергии
  • частые болезни
  • пониженный мышечный тонус/ избыточный мышечный тонус
  • неспособность самостоятельно завязывать шнурки
  • движение языком во время письма
  • необычные позы
  • дизартрия, дисграфия
  • нарушения полей зрения
Второй функциональный блок.
Отвечает за прием, переработку и хранение информации, которая поступает из внешнего мира через основные системы анализа зрительная (вижу), слуховая (слышу) и кожно-кинетическая (осязаю).
Состоит блок из трех видов зон в слоях коры:
Первичные зоны принимают и анализируют сообщения извне. Если поражены эти зоны, ребенок не воспринимает всю информацию, которая поступает к нему через одну из систем анализа (через зрение, слух или осязание). К примеру, если информация приходит через глаза, но при этом зона, которая отвечает за прием и анализ зрительного сообщения повреждена или не сформирована, человек не видит определенными половинами глаз (правосторонняя/ левосторонняя гемианопсия).
Вторичные зоны отвечают за соединение различной информации, полученной от одной системы анализа. Если нарушены эти зоны, ребенок не способен собрать отдельные признаки объекта в целостный образ. К примеру, человек смотрит на перчатку, при этом видит 5 раздельных кармашков, но не может сложить это в образ перчатки или, рассматривая лицо другого человека, видит отдельно глаз, нос, рот, но не способен соединить их в одно лицо (агнозии). То же самое может быть и с процессом речи: ребенок переставляет слоги, буквы в слове или слышит отдельные слова, но не может сложить их в предложение, не понимает цельный смысл того, что ему говорят (афазии)
Третичные зоны отвечают за соединение информации, которая поступает через все основные системы анализа (слух, зрение, осязание). Если эти зоны нарушены, человек теряет способность ориентироваться в пространстве.
Признаки, что в развитии второго функционального блока есть нарушения:
  • не сформированы пространственные представления (к примеру, школьник читает через абзац, пропускает слова, перепрыгивает через строчки и т.д.)
  • не сформированы сенсо-моторные координации (например, движение глаз и рук не согласованы)
  • неловкость, однотипность движений
Второй блок формируется от 3х до 7 лет.
Третий функциональный блок.
Отвечает за программирование, регуляцию и контроль протекания психической деятельности. Включает в себя моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Если поражена моторная кора, наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц. Поражение премоторной коры нарушает двигательные навыки. Если поражены префронтальные отделы лобных долей, человек не может сознательно формировать цели, строить долгосрочные планы, живет в состоянии «здесь и сейчас» без возможности целенаправленного поведения.
Признаки, что в развитии третьего функционального блока есть нарушения:
  • отвлекаемость на любой стимул
  • пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание упражнений
  • бедная речь
  • невозможность решать смысловые задачи
Формируется третий функциональный блок с 7 до 15 лет. Лобные доли полностью созревают к 20 годам, а в отдельных случаях – к 25 годам.
Если поражен или не сформирован хоть один из трех блоков или какой-то из их отделов, это отражается на всей психической деятельности ребенка. Важно вовремя обратиться за помощью специалистов и провести необходимую работу по коррекции дефектов. Детский мозг довольно пластичен, и усилия, приложенные до 5-7 лет, могут дать удивительные результаты.
Приходите к нам на занятия по детской нейрокоррекции. С помощью специальных упражнений и игр, мы проработаем все три блока, проживая каждый этап их развития заново.