Задачи логопеда в развтии речи ребёнка

Для начала разберёмся: что делает логопед? Логопед – это специалист, который занимается обследованием речи, выявляет ее нарушения и исправляет дефекты на основе специальной программы корректировки.

Что такое речь? Речь — сложная форма человеческой деятельности, необходимая для общения людей друг с другом. Чем правильнее речь, тем проще ребёнку познавать окружающий мир и строить взаимоотношения с окружающими. Для этого необходимо выстроить систему речевого развития. Задача речевого развития непосредственно связана с формированием личности. Детский возраст от нуля до пяти лет – тот период, когда прохождение логопедических программ принесёт в результате наибольшую пользу.

Задачи логопеда – определить уровня речевого развития ребёнка, своевременное выявить дефекты и исправить их с помощью специальных технологий и методов. Работа наших логопедов базируется на программах, разработанных ведущими специалистами в этой области.

Направления речевого развития ребёнка:

Интеллект и мышление

Наиболее часто проблемы в созревании ребёнка связаны друг с другом: при задержке речи нарушается внимание, память, мышление.

Связь с окружающим миром

С помощью слов ребёнок выстраивает своё поведение, участвует в разных видах коллективной деятельности. Увеличение словарного запаса расширяет понимание окружающего мира. Задача логопеда – выстроить правильную программу и подобрать методы развития речи для безболезненного вхождения маленькой личности в большой мир.

Формирование личности

Умение правильно и грамотно говорить – залог формирования успешной личности, поэтому необходимо помнить о роли речевого развития.

Если вы, как родитель, чувствуете проблему, сразу же обращайтесь к логопеду-дефектологу. Проходить программу у логопеда можно начиная с двух лет. Даже небольшой дефект, например неправильно произносимая буква, может негативно повлиять на малыша и в результате стать причиной беспокойства, развить чувство неполноценности. Влияние речи на развитие ребенка сложно переоценить. Некоторые задачи, не вызывающие проблем у одногодок, становятся проблемой для неговорящих детей или при наличии дефектов речи. Поэтому задача взрослых – создать хорошие условия речевого развития и, если необходимо, привести малыша на программу работы с логопедом-дефектологом.

Задачи логопеда в развитии речи:

Логопед составляет программу так, чтобы
  • Научить правильному и четкому звукопроизношению букв и звуков;
  • Научить слышать и различать звуки родного языка;
  • Научить выделять гласные и согласные звуки (например: мягкий, твердый, звонкий, глухой);
  • Работать над общей и мелкой моторикой, подготовить руку к письму;
  • Научить правильно строить предложения;
  • Расширить словарный запас;
  • Научить навыкам построения диалога, пересказа, рассказа, сохраняя смысл и содержание
Коррекционная программа дефектолога нужна при:
  • Плохом произношении звуков и букв;
  • Шепелявoсти, картавoсти а также заикании;
  • Нарушении скорости произношения букв и слов в целом
  • Если ребенок поздно начинает говорить.
Прохождение программы коррекции с логопедом это:
  • Определение уровня речевого развития ребенка
  • Определение условий речевого развития
  • Разбор индивидуального случая с учетом особенностей развития речи малыша
  • Получение необходимых рекомендаций
  • Соевременное исправление нарушений с помощью специальных средств, технологий и методик
С первой консультации специалист определяет задачи для дальнейшей работы, даёт рекомендации и составляет индивидуальную программу для каждого конкретного случая. Программы логопеда индивидуальны.

Как работает логопед?

Речевые нарушения различны. Поэтому программа работы и задачи логопеда направлены на достижение широкого списка целей:

  • Обучение ребёнка навыкам общения;
  • Нормализация звукопроизношения (например, постановка произношения звука р);
  • Работа на привитие навыков общей и мелкой моторики;
  • Улучшение слуха с использованием фонем;
  • Постановка правильного дыхания во время разговора;
  • Отработка четкого а также выразительного произношения;
  • Пополнение словарного запаса;
  • Улучшения грамматического строя;
  • Формирование навыков последовательного построения фраз;
  • Нормализация дефектов в письме у школьников;

Программа специалиста строится на основе разных методов и технологий. Выбор технологий прежде всего зависит от задач и условий, которые стоят перед дефектологом или логопедом.

Средства речевого развития детей дошкольного возраста:

Обследование 

Цели: выявить дефекты речи, их характер и степень, пути исправления; создание карты работы

Коррекция произношения звуков

Цели: выявить дефекты речи, их характер и степень, пути исправления; создание карты работы.

Артикуляционная гимнастика

Цели: развить подвижность артикуляционных органов, в результате увеличить объем и силу движений.

Постановка связной речи

Цели: обучение связному изложению своих мыслей, составление длинного высказывания о последовательности выполнения установки.  

Работа над лексической и грамматической сторонами речи

Цели: рассказать о влиянии лексики на красоту речи; прежде всего — расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.

Работа с ловкостью пальцев

Задачи: улучшить ловкости пальцев; затронуть речевые центры; повысить внимание, память и сосредоточенность; создать позитивную атмосферу на занятии, а также вызвать положительные эмоции. 

Формирование дыхания при разговоре

Цели: стимуляция работы мозга, pегуляция нервно-пcихических процессoв, выработка плавности устного высказывания, обучение верному типу дыхания с использованием специальных физических упражнений.

Игра у логопеда как способ лечения

Данный метод погружает в те или иные ситуации, делает их непосредственным участником, что превращает занятие в игру. Для этого во время сеанса воссоздаются реалистичные ситуации, например сюжеты из фильмов и сказок. Занятия с логопедом – это комплекс игр и упражнений. 

Успешное усвоение индивидуальной логопедической программы – лишь первый шаг, далее следует обучить ребенка грамоте и подготовить к поступлению в школу. Несмотря на огромное значение речевого развития в дошкольном возрасте, безусловно его необходимо продолжать и в более старшем возрасте. Продолжительность программы варьируется от случая к случаю. Мы рекомендуем приступать к коррекционной программе необходимо сразу после обнаружения проблемы.