Логопедические нормы речевого развития дошкольника по возрастам
Заботливым и внимательным родителям важно знать уровни речевого развития дошкольника: в каком возрасте и как ребенок должен говорить.
Грамотно поставленная речь ребенка в первые годы жизни (до 5 лет) – залог его успешного будущего. Чем раньше будут выявлены конкретные проблемы в речевом развитии, тем больше времени у родителей, логопеда и воспитателей будет, чтобы исправить недостатки в речи. Будьте внимательны к речевому развитию дошкольника и при малейших сомнениях: если ребенок не говорит или говорит не так как должен в свое возрасте, обратитесь за консультацией к специалисту-логопеду.
Возраст - важный критерий при оценке речевого развития. Если вы знаете как должен говорить ребенок в каждом возрасте, то без труда вовремя заметите нарушение речи.

Речевое развитие до 6 месяцев

В возрасте от 3 до 6 месяцев должно присутствовать:
  • Гуление;
  • Эмоциональное распевание гласных;
  • Внимательное вслушивание в речь взрослых;
  • Попытки повторить слышимые звуки;
  • Реакция на изменение ситуации криком или смехом
Если в 6 месяцев малыш молчит или произношение звуков кажется монотонным, нет эмоциональной реакции на внешний мир, обратитесь к специалисту, у которого вы наблюдаетесь. В этом случае понять проблему в речевом развитии поможет педиатр, невролог или логопед.

Речевое развитие с 6 месяцев до 1 года

Постепенно малыш начинает прислушиваться к словам, делает попытки повторить слова за взрослым. Должно формироваться понимание речи, закладывается пассивный словарный запас. Ребенок еще мало говорит, произношение может быть плохим и неточным, но это первые шаги к использованию речи.
Многих родителей интересует вопрос: «Что, если ребенок в год не говорит?» Давайте разберемся, что должны говорить дети в год.
Начиная с 6 месяцев должны появляться:
  • Лепет - многократный повтор цепочек слогов, напоминающий речь;
  • Слоги ба-ба, па-па, ма-ма
Отклонения от нормы в этом возрасте говорят о наличии проблем. Характер нарушений может быть разным. Если до 8 месяцев малыш не начал говорить простые слоги - обратитесь к врачу. В этом возрасте с вопросами о нарушении речевого развития лучше идти к неврологу.

Речевое развитие от 1 года до 2 лет. Во сколько дети начинают говорить

К 1 году:
  • ребенок говорит первые слова;
  • понимает обращенную к нему речь.
Первые глаголы, такие как «Дай», «На», «Иди» малыш должен начать говорить уже с первыми шагами – к 1 – 1.5 годам.
Если малыш в год не говорит слова или 2 года не использует глаголы – это серьезный повод для похода к логопеду. Неговорящие дети в этом возрасте могут иметь серьезные проблемы в речевом развитии, которые необходимо вовремя исправить.

Речевое развитие с 2 до 3 лет. Если ребенок неговорящий

С двух лет малыш постепенно овладевает грамматическими формами родного языка. Ориентировочно к 2,5 годам в речи возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах.
К 2-2.5 годам ребенок говорит простыми фразами (из двух, трех слов), такими как «Папа туту»- папа уехал, или «акой биби» - открой машину. К этому возрасту ребенок должен:
  • Хорошо понимать обращенную к нему речь;
  • Удерживать в памяти и выполнять двухступенчатые инструкции, такие как «возьми мяч и отнеси папе»;
  • Стремиться к речевому контакту, обращаться с просьбами;
  • Речь ребенка должна сопровождаться жестами
Бывает, что малыш почти не разговаривает: он произносит отдельные слова, но простая фразовая речь отсутствует. У девочек к 2.6 годам, у мальчиков к 3 годам это говорит о задержке речевого развития. Такую проблему можно преодолеть самостоятельно, но это негативно скажется на будущем обучении: возможно нарушение произношения звуков, нарушение чтения и письма. Иногда может оказаться, что у неговорящего в 3 года ребенка имеется серьезное заболевание. Логопед выяснит причину отсутствия и нарушения речи и окажет квалифицированную помощь, если это необходимо.

Речевое развитие с 3 до 4 лет. Что может ребенок говорить

Ближе к трем годам ребеонок дожен начинать говорить фразовой речью (слов.запас может быть до 1000 слов). Речь становится сложнее. В 3 года малыш усваивает грамматические средства языка: некоторые окончания множественного числа существительных; изменение глаголов по лицам, числам, по времени и родам; используют предлоги "в", "на", "под" и др.
В 3 года в речи ребенка наблюдается:
  • Активное использование фраз;
  • Сформированный фонематический слух (способность воспринимать и различать звуки родного языка),
  • Ребенок правильно говорит гласные звуки,
  • Правильное произношение согласных,
  • Четкое произношение односложных слов,
  • Использование двусложных слов.
Часто возможно, что в этом возрасте ребенок говорит с грамматическими ошибками. Важно не повторять «ошибочные варианты», а спокойно подсказать правильный вариант слова и попросить малыша повторить.
Если в трехлетнем возрасте малыш не произносит буквы р и л (твердые звуки), ш, ж, с, ц, щ или заменяет буквы на другие, сокращает гласные в начале слова или произносит стечения согласных как один звук ( «лепельсин» вместо «апельсин», «укушу» как «кушу», а «где» как «де»), не стоит переживать. Все это в возрасте трех лет соответствует норме.
Если говорить малыш начал недавно, стимулировать речевое развитие не следует, также не рекомендуется ставить звуки специально и заучивать множество стихов наизусть. Такой подход – верный путь к заиканию, лечение которого - отдельный процесс.
Если ребенок не говорит в 3 года или говорит не так, как должен в этом возрасте, лучший вариант – консультация у логопеда.

Речевое развитие с 4 до 5 лет. Если ребенок плохо говорит

В речи ребенка 4 до 5 лет совершенствуется произносительная сторона речи: следующие звуки ребенок говорит правильно - [ш], [ж], [щ], [ч], [ц], появляются «трудные» буквы Л и Р; активно развивается монологическая речь.
В речи детей до 5 лет допустимо отсутствие звуков [р] и [р’], иногда [л], возможны ошибки в сложных грамматических конструкциях, малыш может путать падежи или неверно ставить ударение в слове. Но ошибки не должны быть частыми.
Если вы заметили, что нарушения в речи ребенка непрерывны, он плохо говорит – обратитесь к логопеду.
В это возрасте
  • ребенок должен говорить правильно, не смягчая звуки ( «санки», а не «сянки», «яблоко», а не «ляблоко»);
  • звуки [к], [г], [в], [ф], [ы] произносятся правильно,
  • в речи присутствуют звуки [л], [ш], [ж], [р]
Если к 4.5 годам речевое развитие не соответствует приведенной норме – нужны занятия с логопедом.
Иногда дети начинают говорить довольно поздно (4 года – 5 лет). В таких ситуациях в речи может обнаружиться множество дефектов. Если это ваш случай, не затягивайте с визитом к логопеду - произношение необходимо исправить вовремя.

Речевое развитие с 5 до 6 лет. Если есть нарушения речи

  • Речь ребенка дошкольного возраста должна звучать правильно;
  • Фонематический слух сформирован (умение различать звуки родного языка)
Каждый этап речевого развития важен, особенно до 5 лет: именно в этот период формируется основа для успешного освоения более сложных навыков (чтение и письмо). Если вовремя не обнаружить и не исправить возникшие отклонения в речевом развитии, речь ребенка в дальнейшем может быть сильно нарушена.
Чем раньше мы выявим проблему развития речи, дикции, тем проще и быстрее проведём её коррекцию, а это - залог успеха дошкольника в будущем.